?

Log in

No account? Create an account
Переводы
taii_liira
Товарищи-коллеги. А в состоянии кто-нибудь перевести на русский следующий текст?
Ну или может быть кто-нибудь знает кого-нибудь, кто сможет))


Династия Шибанидов. Кадак б. Шибан
taii_liira
Кадак – третий сын Шибана [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.34, 347; Абулгази, 1906, с.160; Муизз ал-ансаб, 2006, с.43]. В «Бахр ал-асрар» Кадак упомянут с титулом «оглан» [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.350].
По-видимому, царевич упомянут только в генеалогических списках. Рашид-ад-Дин сообщает также о Кадаке, седьмом сыне Чагатая [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.100]. Отметим и наличие при Гуюк-хане (1246-1248 гг.) христианина Кадака, бывшего при каане атабеком [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.120]. В «Истории Шайх Увейса» также фигурирует эмир Кадак, бывший в подчинении при Ильбасмыше, сыне Токты, и желавший посадить последнего на престол в «Дашт-и Кипчаке» [История Казахстана в персидских источниках, том IV, 2006, с.199]. Эти события отнесены к началу XIV в., а явно прослеживаемое нечингизидское происхождение эмира намекает, что к искомому династу все это не имеет никакого отношения.
Также в источниках фигурирует единственный сын Кадака – Тула-Бука [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с. 37, 350; Муизз ал-ансаб, 2006, с.43].

Династия Шибанидов. Бахадур б. Шибан
taii_liira
В источниках Бахадур упомянут как 2-й сын Шибана [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.34, 347; Абулгази, 1906, с.160; Муизз ал-ансаб, 2006, с.42]. В «Тарих-и Кипчаки» (сочинение 20-х гг. XVIII в.) и более раннем «Михман-наме-и Бухара» (1509 г.) упоминается царевич «Банйиал-Бахадур», что может быть слиянием имен двух первых сыновей Шибана [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.390; Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, 1976, с.61]. Бахадур также упомянут у «Продолжателя» Утемиша-хаджи как третий сын Шибана [Миргалеев, 2014, с.65; Утемиш-хаджи, 2017, с.83]. В сочинении Хафиз-и Таныша Бухари «Шараф-нама йи-шахи» (конец XVI в.) царевич упоминается как единственный сын – «бесценный жемчуг на пути смелости, на стезе храбрости» [Шараф-нама йи-шахи, часть 1, 1983, с.75-76]. Вероятно, именно этими качествами и обусловлено происхождение имени царевича.
Единственную подробную информацию о царевичей сообщает Махмуд бен Вали: «Что касается Бахадура, сына Шайбан-хана, который был вторым из двух светил на небосводе величия, то, когда его знаменитый отец переселился из бренного мира в область вечности, он вместо отца стал главенствовать над элем и улусом. Повелев собраться близким родственникам, племенам и четырем каучинам, он выбрал для зимовок и летовок Ак-Орду, которая известна также как Йуз-Орда» [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.347].
Из текста неясно, каким именно улусом владел Бахадур, учитывая данные источников о большой территориальной разбросанности владений Шибана, и что именно подразумевал автор под «улусом». Под «каучинами» вероятно, имеются в виду военные единицы.
Термины «Ак-Орда» и «Йуз-Орда» является крайне дискуссионными в современной исследовательской литературе. Мнение В.П. Юдина об этих терминах можно посмотреть здесь [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.550-551, прим. 80, 81]. С большой долей уверенности можно предположить, что автор имел в виду если не конкретные государственные образования, то как минимум обширные территории, пригодные для длительного кочевания.
Несколько проясняет сообщение «Бахр ал-асрар» Абулгази. Он указывает, что при Менгу-Тимур-хане, который «действовал согласно распоряжениям Бату-хана, а потому владение в Белой Орде он отдал Багадур-хану, сыну Шибан-ханову; области Кафу и Крым отдал Уран-Тимуру» [Абулгази, 1906, с.152]. Таким образом, перераспределение улусов у Абулгази выступает как инициатива золотоордынского хана, которому подчиняются также и шибанидские династы, а не как самостоятельное решение Бахадура. О том, что «Белая Орда» Абулгази выступает как «страна», демонстрирует следующее сообщение: «Замечаем, что резиденция Джучи-хана была в Дешт-Кипчаке, в стране, которая называется Синяя Орда» [Абулгази, 1906, с.151]. Подробнее о «странах» Белая и Синяя Орда можно почитать в статье «Сведения об Ак-Орде и Кок-Орде в свете устной исторической традиции» [Парунин, 2015, с.51-61]. В генеалогическом перечне Бахадур также упоминается как занявший место отца [Абулгази, 1906, с.160].
Учитывая трудности географической локализации Белой Орды, а также наличия вполне разумных сомнений существования такого государства в реальности (поскольку сообщения о нем восходят к известиям легендарного характера), установить где именно располагался улус Бахадура в настоящее время не представляется возможным.

Синяя Орда в русских источниках
taii_liira
https://goo.gl/n4TDbz

Понасенковщина
taii_liira
Евгений Понасенков, думая, что шутка, повторенная дважды, вдвойне смешней, переиздал свою "научную" книгу об Отечественной войне 1812 года.

Книжное
taii_liira
Много источников мало не бывает.


Династия Шибанидов. Байнал б. Шибан
taii_liira
Байнал, согласно ряду источников, является первым сыном Шибана [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.34, 347; Абулгази, 1906, с.160; Муизз ал-ансаб, 2006, с.42]. Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, составивший свое сочинение «Михман-наме-и Бухара» в 1509-м году, называет царевича одним из трех сыновей, причем имя его приведено как «Банйал Бахадур» [Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, 1976, с.61]. Вероятно, автор соединил в одно имена двух сыновей Шибана – Байнала и Бахадура. Впрочем, «бахадур» может являться и своего рода почетным именем царевича, поскольку чуть выше Рузбихан также именует Шибана – «Шибан Бахадур-хан».
Махмуд бен Вали высказался о царевиче в своем привычно вычурно-красочном духе: «Байнал, который был первым сыном и первым плодом пальмовой рощи величия и могущества…» [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.347]. В целом, автор проводит историю Шибанидов как некий единый улус с порядком престолонаследия, отмечая, что именно второй сын Шибана стал его преемником. Такого же порядка придерживается и Абулгази [Абулгази, 1906, с.160].
В более ранних источниках также встречается царевич с таким именем. В летописи Рукн ад-Дина Бейбарса, датируемой началом XIV века, приведено письмо золотоордынского хана Берке египетскому султану, датируемое 661 г.х. (15 ноября 1262 – 3 ноября 1263 г.) с информацией о принятии первым ислама. В письме также приводится список царевичей и их эмиров, также перешедших в эту религию. Среди них упоминается Байнал-нойон и еще одно лицо с похожим именем «Беккадак-Байнал» [История Казахстана в арабских источниках. Том I, 2005, с.89]. Датировка события вполне совпадает с годами жизни сына Шибана; кроме того, другого царевича с таким же именем в источниках не встречается. С высокой долей вероятности можно причислить упомянутое лицо к сыну Шибана.
Также в генеалогиях упомянуты трое детей Байнала [Рашид-ад-Дин, 1960, том II, с.74; Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.34, 347; Муизз ал-ансаб, 2006, с.42].
О годах и обстоятельствах жизни царевича нам ничего неизвестно. Абулгази упоминает о назначении Шибаном в «область Корел» одного из своих сыновей. Учитывая наличие ряда территорий под его контролем, Байнал вполне мог стать правителем одного из улусов.

Энциклопедия династии Шибанидов. Шибан-хан
taii_liira
Первым в хронологическом порядке о Шибане сообщает Иоанн де Плано Карпини, францисканец, дипломат, совершивший путешествие в Монгольскую империю в 1245-1247 гг. В графе «О князьях Татар» он упоминает «Сыбана» как третьего сына «Тоссук-хана» (т.е. Джучи – прим.) [Путешествия в восточные страны, 1957, с.44].
Согласно Рашид-ад-Дину, Шибан – пятый сын Джучи, старшего сына Чингиз-хана [Рашид ад-Дин, 1960, том II, с.66]. Более ранний автор, Джувейни, называя Шибана «Сибаканом», обозначает его как четвертого сына «Туши» [Ата-Мелик Джувейни, 2004, с.122]. Анонимное генеалогическое сочинение середины 1420-х гг. «Муизз ал-ансаб» также называет царевича пятым сыном, в целом придерживаясь схемы, приведенной у Рашид-ад-Дина [Муизз ал-ансаб, 2006, с.42]. Сочинение также упоминает мать Шибана Канбар, являющейся также матерью восьмого сына Джучи Чилавуна [Муизз ал-ансаб, 2006, с.38]. Анонимная хроника «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме», составлявшаяся не без помощи самого Мухаммеда Шейбани приблизительно в 1504-1510 гг., также упоминает Шибана пятым сыном [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.34]. Вероятно, той же генеалогической схемы придерживается многотомное сочинение «Бахр ал-асрар» Махмуда бен Вали, составленное в 1634-1640 гг. Автор использовал огромное количество летописей при компиляции своего труда, видное место в котором занимали «Джами ат-таварих» Рашид-ад-Дина и «Таварих-и гузида-йи Нусрат-наме». Тем не менее, Вали называет Шибана «сыном Джучи-хана», без нумерации [Материалы по истории казахских ханств, 1969, с.347]. Хивинский хан из династии Шибанидов Абу-л-Гази также упоминает своего предка пятым сыном Джучи [Абулгази, 1906, с.156, 158].
Отдельно стоит упомянуть данные, приводимые Утемишем-хаджи, составителя «Кара таварих», основанной преимущественно на устных рассказах и датируемой 50-ми гг. XVI века. Автор служил при шибанидских династах, что наложило свой отпечаток на произведение. В абзацах, посвященных установке юрт во время визита к Чингиз-хану, Шибан упомянут третьим [Утемиш-хаджи, 2017, с.28-29]. Впрочем, версия с установкой юрт и символикой их цветообозначения легендарна, к тому же в крымской историографии она трактуется по-другому [см., например, Негри, 1844, с.380]. Здесь Шибан вообще не упомянут.

Read more...Collapse )

Переводы
taii_liira
Кто чем там занимается в последний день в году, а я перевожу первое описание "Тарих-и Абу-л-Хайр-хани" хрониста Масуда Кухистани, творившего при Шибанидах в середине XVI века, из "Каталога персидских рукописей" Чарльза Рьё, вышедшего в 1879-м году.
Источниковедческий раздел к диссертации сам себя не напишет

Восточные страны
taii_liira
С некоторого времени в науке стали популярны темы, посвященные как "Черной смерти" в частности, так и описанию влияния эпидемиологической обстановки на политическую историю в общем (см., например, такие работы как: Хайдаров Т.Ф. Эпоха "Черной смерти" в Золотой Орде и прилегающих регионах (конец XIII - первая половина XV в.). - Казань, 2018. - 304 с.; Эпидемии и природные катаклизмы в Золотой Орде и на сопредельных территориях (XIII-XVI вв.). - Казань, 2018. - 284 с.
Одним из часто цитируемых источников является отечественное летописание, а популярной цитатой (датированной 1346 годом) следующая: "Того же лета бысть мор силен зело под восточною страною: на Орначи, и на Азсторокани, и на Сараи, и на Бездежи и на прочих градах стран тех, на крестианех, и на Арменех, и на Фрязех, и на Черкесех, и на Татарех и на Обязех, и яко не бысть кому погребати их" (ПСРЛ. Т.10, с.217)
Интересует здесь не само географическое описания распространения чумы, а использование такого термина как "восточные страны", причем употребление этого термина оконтуривается городами, принадлежащими Золотой Орде, и только затем речь идет о христианах и так далее.
Сложно, но тем не менее можно провести предварительную параллель с наиболее ранним хорографическим описанием земель Зауралья и Сибири, составленным в ходе многочисленных визитов торговых и "лихих" людей в эти земли: "На Восточной стране за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, зовомы малгонзеи" (Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. - М., 1993. с.78).
Уж не является ли вставка-описание чумы 1346 г. частью подобного, но более раннего хорографического описания, но с уклоном именно в "чумные события"?